УТВЕРЖДЕНО
Приказом МКДОУ детского сада № 30
 от 09.10.2012 г. № 43
 «Об утверждении Положения о работе с письменными
 и устными обращениями граждан,
юридических лиц в ДОУ»
ПОЛОЖЕНИЕ о работе с письменными и устными обращениями граждан, юридических лиц в дошкольном учреждении

 1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о работе с письменными и устными обращениями граждан, юридических лиц в дошкольном учреждении (далее - Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, законами Приморского края, нормативными правовыми актами Артемовского городского округа, Уставом Артемовского городского округа, постановлением от 14.06.2012
№ 1239-па «Об утверждении Положения о работе с письменными и устными обращениями граждан, юридических лиц в администрации Артемовского городского округа», Уставом и локальными актами учреждения, приказом МКДОУ детского сада № 30 от 09.10.2012 г. № 43 «Об утверждении Положения о работе с письменными и устными обращениями граждан, юридических лиц в ДОУ»
1.2. Настоящее Положение устанавливает систему работы по централизованному учету, организации рассмотрения письменных и устных обращений граждан, юридических лиц, анализу их содержания в учреждении ДОУ
1.3. Рассмотрение письменных и устных обращений граждан, юридических лиц является прямой служебной обязанностью администрации учреждения ДОУ. Администрация учреждения ДОУ осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализирует содержание обращений, принимает меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. Администрация учреждения ДОУ, осуществляющая работу с письменными и устными обращениями граждан, юридических лиц, несет установленную законодательством Российской Федерации персональную ответственность за своевременность, полноту и правильность рассмотрения письменных и устных обращений граждан, юридических лиц.
1.4. В администрации учреждения ДОУ (далее - администрация) делопроизводство по письменным и устным обращениям граждан, юридических лиц ведется отдельно от других видов делопроизводства.
1.5. Организация, ведение и совершенствование системы работы с письменными и устными обращениями граждан, юридических лиц на основе единой технической политики и применения современных технических средств, методическое руководство и контроль за соблюдением установленного порядка работы с письменными и устными обращениями граждан, юридических лиц, осуществляется администрацией.
2. Прием и первичная обработка обращений
 2.1. Письменные обращения граждан, юридических лиц в администрацию могут быть поданы лично, по почте, с помощью телеграфа, факса, в форме электронного документа на адрес электронной почты учреждения: sad_30@list.ru, а также устно должностному лицу, наделенному правом и обязанностью рассмотрения обращений.
2.2. Письменные обращения, содержащие в адресной части обращения пометку «лично», обрабатываются, регистрируются и направляются на рассмотрение на общих основаниях в соответствии с настоящим Положением.
2.3. Руководитель ДОУ, ответственный за работу с письменными обращениями граждан, юридических лиц, в процессе первичной обработки проверяет адрес получателя корреспонденции, вскрывает конверты, проверяет комплектность и целостность документов и приложений к ним.
2.4. Ошибочно полученная корреспонденция передается зам. зав. по ВМР, ответственному за работу с письменными обращениями граждан, юридических лиц, по подведомственности в адрес получателя. В противном случае корреспонденция возвращается отправителю.
2.5. Конверты от поступающих писем сохраняются и прилагаются к обращениям для установления адреса отправителя и даты почтового штемпеля в качестве доказательства времени отправки и получения письма.
3. Рассмотрение обращения
3.1. Письменное обращение, поступившее в администрацию, подлежит обязательному рассмотрению.
4. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, действие (бездействие) которого обжалуется. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью
4.1. настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
4.2. Принимаются к сведению, учитываются в статистических данных, информационных отчетах и подлежат списанию в дело (с уведомлением автора письменного обращения о принятии к сведению изложенной им информации) следующие письменные обращения: не предполагающие ответа, в которых текст и адрес автора не поддаются прочтению; не содержащие конкретных предложений, заявлений или жалоб; не содержащие сведений о нарушенном праве гражданина (объединения граждан) и основанные на общих рассуждениях автора; не содержащие новой информации по вопросам, ранее уже поднятым этим автором, которые решены или не требуют дополнительного рассмотрения.
4.3. Глава Артемовского городского округа, первый заместитель главы администрации, заместители главы администрации, руководители органов администрации, должностные лица при рассмотрении письменных обращений граждан, юридических лиц:
 1) обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, или с выездом на место;
2) запрашивают необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
 3) принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан;
4) дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в п. 5.1.1, п. 5.1.6 настоящего Положения;
5) уведомляют гражданина о направлении его обращения на рассмотрение по подведомственности или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
4.4. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов.
4.5. Требования к оформлению ответов
4.5.1. Подготовленный в адрес заявителя ответ оформляется в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в администрации Артемовского городского округа, утвержденной распоряжением администрации Артемовского городского округа от 15.06.2010 № 299-ра «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в администрации Артемовского городского округа». Примерные образцы оформления ответов приведены в приложении 1 к настоящему Положению.
4.5.2. Ответ на обращение подписывается главой Артемовского городского округа, первым заместителем главы администрации, заместителями главы администрации в соответствии с распределением обязанностей, руководителями органов администрации либо уполномоченным на то лицом.
4.5.3. Ответному документу присваивается регистрационный номер поступившего на исполнение обращения. Он сканируется и его электронный вариант прикрепляется к учетной карточке.
4.6. Обращение, поступившее в администрацию Артемовского городского округа или должностному лицу в форме электронного документа, через Интернет-приемную подлежит рассмотрению в соответствии с настоящим Положением.
4.7. Ответ на обращение, поступившее в форме электронного документа, через Интернет-приемную оформляется в соответствии с правилами, установленными в отношении аналогичных документов на бумажном носителе, и направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении. Для отправки ответа на обращение по электронной почте создается электронный образ документа с помощью сканирования ответа, оформленного на бумажном носителе. Отправка электронного письма осуществляется с официального адреса электронной почты администрации Артемовского городского округа.
4.8. После отправки электронной версии документа на оборотной стороне оригинала проставляется дата и время отправки, подпись и расшифровка подписи исполнителя, документ формируется в дело.
5. Работа с отдельными видами обращений
5.1. Порядок рассмотрения отдельных обращений:
 5.1.1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый или электронный адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготовленном, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в соответствующий орган.
5.1.2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
5.1.3. Администрация или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членам его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
 5.1.4. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению по подведомственности или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
5.1.5. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направленными обращениями и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, глава Артемовского городского округа, первый заместитель главы администрации, заместители главы администрации, руководители органов либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу, при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в администрацию или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
5.1.6. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
5.2. Порядок рассмотрения обращений, поступивших из Администрации Приморского края
5.2.1. При подготовке ответов на обращения, поступивших из Администрации Приморского края, необходимо ссылаться на регистрационный номер Администрации Приморского края. Примерные образцы оформления ответов (Приложение 1).
 5.2.2. Ответы на обращения, поступившие из Администрации Приморского края, должны, как правило, подписываться главой Артемовского городского округа, первым заместителем главы администрации, заместителями главы администрации в соответствии с распределением обязанностей.
6. Сроки рассмотрения письменного обращения
6.1. Письменное обращение гражданина, юридического лица, поступившее в администрацию Артемовского городского округа или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.
6.2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», глава Артемовского городского округа, первый заместитель главы администрации, заместители главы администрации либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения, но не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. Информация о продлении сроков рассмотрения обращения вносится специалистами, отвечающими за работу с обращениями граждан, в электронную учетную карточку.
7. Контроль за исполнением
7.1. Контроль за своевременным исполнением рассмотрения обращений граждан, юридических лиц в администрации Артемовского городского округа осуществляет специалист, уполномоченный на то должностным лицом.
 7.2. Контроль за исполнением обращений включает в себя постановку обращения на контроль, регулирование хода исполнения, снятие исполненного обращения с контроля, направление исполненного обращения в дело, учет, обобщение и анализ хода и результатов исполнения обращений, информирование руководителей о состоянии исполнения обращений.
7.3. Контролю подлежат все зарегистрированные обращения, требующие исполнения. Ответы, подготавливаемые на обращения в электронной учетной карточке отражаются в реквизите «Связки», где указывается исходящий номер обращения и дата ответа.
7.4. Письма граждан, юридических лиц, поступившие в администрацию из Администрации Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Приморского края, Законодательного Собрания Приморского края, Думы Артемовского городского округа, контрольно-надзорных органов, о результатах рассмотрения которых необходимо сообщить в эти органы власти, берутся на особый контроль.
7.5. Все движение контролируемого документа, передача его из одного органа администрации в другой отмечается специалистами, ответственными за работу с письменными обращениями граждан, юридических лиц, в электронной учетной карточке с указанием фамилии исполнителя и даты передачи ему документа.
7.6. Письма граждан, юридических лиц, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются. Контроль завершается только после окончательного ответа и принятия мер по разрешению предложений, заявлений и жалоб. Обращения граждан считаются исполненными, если рассмотрены поставленные в них вопросы и по ним приняты необходимые меры и даны ответы, соответствующие действующему законодательству.
7.7. Решение о снятии обращения с контроля принимается руководителем, первоначально рассмотревшим документ и давшим поручение по его исполнению, или другим должностным лицом администрации, ответственным за своевременное и правильное рассмотрение обращений. Снятие обращения с контроля оформляется надписью на документе «В дело», подписью лица, принявшего это решение, с указанием даты снятия обращения с контроля.
8. Формирование и хранение дел
8.1. Письменные обращения граждан, юридических лиц, направленные в адрес главы Артемовского городского округа, администрации Артемовского городского округа, подлежащие контролю, после их разрешения в обязательном порядке возвращаются в управление делами и организационной работы с копией ответа и прилагаемыми материалами для централизованного формирования и хранения. Ответы сканируются и прикрепляются к электронной учетной карточке. Формирование и хранение дел письменных обращений граждан, юридических лиц в адрес первого заместителя главы администрации, заместителей главы администрации, руководителей органов допускается у исполнителей.
 8.2. Формирование и хранение дел постоянного и временного сроков хранения осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
8.3. Предложения, заявления, жалобы граждан, копии ответов на них и документы, связанные с их исполнением, формируются в дела в соответствии с утвержденной номенклатурой дел. Появившиеся дополнительные материалы по вопросу, связанному с обращением, или повторное обращение подшиваются к первой группе материалов.
8.4. При формировании дел необходимо включать в дело по одному экземпляру каждого документа.
8.5. Срок хранения документов по обращениям граждан определяется в соответствии с пунктом 183 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 № 558. Обращения личного характера подлежат хранению в течение пяти лет. Обращения оперативного характера подлежат хранению в течение пяти лет, в случае неоднократного обращения - в течение пяти лет после последнего рассмотрения. Предложения, письма творческого характера, заявления, жалобы, содержащие сведения о серьезных недостатках и злоупотреблениях, коррупции, хранятся постоянно. Оформление архивных дел постоянного хранения обеспечивается управлением делами и организационной работы - специалистами, ответственными за делопроизводство и архив. 9. Организация приема граждан, юридических лиц
9.1. Личный прием граждан, юридических лиц главой округа, первым заместителем главы администрации, заместителями главы администрации, руководителями органов Администрации (далее – должностными лицами администрации) осуществляется в соответствии с ежемесячно утверждаемым графиком.
9.2. График приема граждан, юридических лиц по личным вопросам должностными лицами администрации размещается на первом этаже в здании администрации (ул. Кирова, 48), доводится до сведения граждан через газету «Выбор», Артемовское городское телевидение, размещается на официальном сайте Артемовского городского округа: www.artemokrug.ru
9.3. Личный прием граждан, юридических лиц главой округа, первым заместителем главы администрации, заместителями главы администрации проводится по адресу: ул. Кирова, 48, на рабочих местах, в приемные дни с 15 до 18 часов. Личный прием граждан, юридических лиц руководителями органов администрации проводится на рабочих местах, в приемные дни с 16 до 18 часов.
9.4. Запись на личный прием граждан, юридических лиц к главе округа, к первому заместителю главы администрации, к заместителям главы администрации проводится ежедневно по адресу: ул. Кирова, 48, 104 каб. с 9 до 13 часов и с 14 до 18 часов, при личном присутствии заявителя. В случае если в обращении содержатся вопросы, решение которых не относятся к ведению администрации Артемовского городского округа, гражданину, юридическому лицу дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
9.5. Исходя из содержания обращения гражданина, юридического лица и подведомственности поставленных вопросов производится запись на личный прием к главе округа, к первому заместителю главы администрации, заместителям главы администрации Артемовского городского округа.
9.6. Для учета приема граждан, юридических лиц главой округа, первым заместителем главы администрации, заместителями главы администрации, руководителями органов администрации используются специальные журналы (приложение 2) и карточки личного приема (приложение 3).
9.7. Подготовка приема осуществляется за три дня до окончания записи на прием. Формируются карточки личного приема, одновременно информация заявителя, юридического лица перепроверяется на предмет предыдущих обращений по этому же вопросу и при наличии таковых из архива готовится подборка соответствующих документов.
9.8. Во время приема граждан, юридических лиц вместе с главой округа, первым заместителем главы администрации, заместителями главы администрации присутствуют помощники и специалист управления делами и организационной работы, ответственный за работу с устными обращениями граждан, юридических лиц. При необходимости на прием могут быть приглашены руководители предприятий и учреждений округа и другие специалисты администрации.
9.9. Содержание устного обращения гражданина, юридического лица заносится в карточку личного приема. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема.
9.10. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
9.11. Письменные ответы на обращения (в необходимых случаях, по просьбе заявителей), поступившие на личном приеме, подписывают должностные лица, осуществившие прием граждан, юридических лиц, и несут ответственность за своевременное и правильное исполнение поручений.
9.12. Результат рассмотрения обращения гражданина, юридического лица должен быть отражен в виде резолюции в карточке личного приема. Должностное лицо, осуществляющее прием, в карточке личного приема делает отметку «Разъяснено» в случае, если заявителю даны исчерпывающие разъяснения и вопрос считается закрытым. Если вопрос требует дополнительного рассмотрения, то руководитель в резолюции назначает исполнителя, излагает поручения и указывает контрольный срок их исполнения.
9.13. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Положением.
9.14. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
9.15. После окончания приема карточки личного приема с поручениями главы округа, первого заместителя главы администрации, заместителей главы администрации ставятся на контроль в управлении делами и организационной работы и передаются исполнителям в течение одного рабочего дня. Ответы на обращения, поступившие на личном приеме, подписывают должностные лица, осуществляющие прием граждан.
 10. Анализ и обобщение вопросов, поднимаемых в письменных и устных обращениях граждан, юридических лиц
10.1. Аналитическая работа по письменным и устным обращениям граждан, юридических лиц, направленных в адрес главы Артемовского городского округа ведется в управлении делами и организационной работы администрации Артемовского городского округа.
10.2. Специалист, отвечающий за работу с письменными и устными обращениями граждан, юридических лиц, на основе систематического анализа и обобщения обращений граждан ежеквартально готовит информацию о количестве и характере поступивших обращений граждан, принятых мерах по их разрешению. По итогам года - к 1 февраля, аналитическая записка за подписью заместителя главы администрации предоставляется главе округа. В отчете должно быть отражено: количество поступивших обращений; по каким основным вопросам поступили обращения; количество повторных обращений; количество коллективных обращений; результаты рассмотрения обращений (дано разъяснение, принято положительное решение, отказано в удовлетворении просьбы); меры, принимаемые по улучшению исполнительской дисциплины и качества рассмотрения первичных обращений граждан.
11. Ответственность за нарушение настоящего Положения Лица, виновные в нарушении настоящего Положения, несут ответственность, предусмотренную законодательством.